What's new
XenForo

Hi! Welcome to Abbasaudio Forum! Register an account today to become a member! Once signed in, you'll be able to add your own posts, as well as connect with other members through your own private inbox! While you are unregistered, you still have possibility to read all the messages from Free Forum Section!

DAC 4.0 71a output stage

Целиком статья здесь:
http://www.abbasaudio.com/article_info. ... burr-brown
ЦАП на микросхемах PCM58



Прошло несколько лет, прежде чем давно обещанный проект сложного и претенциозного ЦАП –а на микросхемах PCM58 Burr-Brown появился на свет. Уже после появления «финального варианта» печатных плат, не поверите - год уточнял нюансы схемы, подбирал лучшие по звучанию компоненты и их комбинации. И в результате получившийся ЦАП имеет совсем мало общего с тем, что было анонсировано в 2012 году.

Проблема в том, что РСМ58 это "мониторный" чип, который не прощает ошибок. Он обладает исключительной прозрачностью и разборчивостью звука, после подстройки 4-х старших разрядов чип вытаскивает из записи все огрехи и артефакты, которые не всегда хочется слышать.

Сравнивая РСМ58 и ТДА1541 (1540), невольно ловишь себя на мысли, что внутри ТДА1541 и будто спрятан однотактный усилитель, а внутри РСМ58 - двухтактный! Это конечно грубые параллели, но они дают представление о том, чем отличаются перечисленные чипы.

Повозившись с РСМ58 у меня сложилось определенное представление, какой выходной каскад подчеркнет ее достоинства, а какой будет противопоказан. Микросхеме был прописан однотактный ламповый буфер с трансформаторным выходом, он уравновешивает индивидуальные особенности чипа, а вот кремниевый преобразователь ток-напряжение оказался ни к месту. Здесь лучше всего подойдет или послецаповый трансформатор, или преобразователь на германиевых транзисторах.

Буферный каскад на прямонакальном триоде обладает более открытым и ясным звуком, чем каскад на ЕЛ84, усложняя, однако процесс гармонизации изделия, так как все огрехи подбора компонентов видны, как на ладони.

Преобразователь ток/напряжение

Прежде всего я отказался от «послецаповых» трансформаторов, которые много лет считал лучшим решением для преобразования выходного тока микросхемы в напряжение. Это решение впервые предложил Квортруп, и оно остается одним из самых эффективных способов вдохнуть жизнь в цифровую музыку. Но только при одном условии -материалы для изготовления трансформаторов должны быть исключительного качества. И физического, и "эзотерического" качества, того самого, что не измеряется, а определяется только на слух.

Т



Подбор транзистора для преобразователя



Перебирая различные транзисторы, я вернулся к германию, как к более музыкальному материалу в мире полупроводников, и установил в ЦАП советские транзисторы МП11 военной приемки 1967-69 года выпуска. Эти транзисторы по ряду особенностей звучания оказались в данной схеме оптимальными, обыграв древние дженерал электрик, телефункен и сименс.

Режим МП11 был выбран на слух, проблем со стабильностью нет. За чемпионскими показателями входного сопротивления я не гнался, так как все попытки снизить его приводили к появлению агрессивных ноток в звуке.

Схема преобразователя ток/напряжение - простейшая: ОБ с «подливом» тока из источника отрицательного смещения.



Звучание германиевого преобразователя



Применение германия в этом узле ЦАП –а дает высочайшую разборчивость и нюансированность звучания в соединении с взрывной динамикой. Избыточная динамика, впрочем, несколько тормозится выходным каскадом ЦАП –а на винтажном прямонакальном триоде 71а и трансформаторным выходом.

Я был приятно удивлен тем обстоятельством, что винтажный германий обогащает музыку нюансами и нотками, которых нет в чисто ламповых схемах. Правильнее будет сказать - германий «вытаскивает» из музыки новые нюансы и мне это нравится, хотя я был долгие годы приверженцем исключительно ламповых схем. Синтез технологий 30-х и 60-х дает интересные результаты.

Предвидя возражения сторонников "чистых" трансформаторно-ламповых схем, скажу: один единственный винтажный германиевый транзистор, добавленный к целой армии кремниевых транзисторов внутри микросхемы ЦАП, не вносит ничего такого, что было бы неприемлемо для слуха. Теперь, по итогам экспериментов с PCM58 Burr-Brown, подавляющее большинство ЦАП -ов на других микросхемах будет строиться по схожей схеме. Трансформаторная модель останется в одном единственном варианте, с микросхемой TDA1541 в виде DAC 3.1.1.





Цифровая часть



Четыре старших разряда микросхемы PCM58 Burr-Brown подстраиваются, и я делаю это на слух. В отношении необходимости настройки, она действительно необходима и дает существенный прирост в качестве звука. В цепях подстройки линейности микросхем установлены резисторы Draloric и Vishay.

В ЦАП -е применены микросхемы PCM58 Burr-Brown с повышенной линейностью «с грейдом К».

ЦАП снабжается S/Pdif приемником Yamaha и переходником на 24 бит 96 кгц чип CS-8414 (с последним звучание менее плотное, но более воздушное).

Переходники на микросхемы PCM1704 Burr-Brown выполняются по желанию заказчика, но я в них особого смысла не вижу.

И еще из особенностей дака- спдиф приемник питается от последовательного стабилизатора на мощном транзисторе КТ908. Это дает устройству скорость и динамику. На сегодня я считаю, что оптимальным является разумное сочетание шунтовых и последовательных стабилизаторов в рамках одного устройства, причем спдиф приемники и декодеры-демодуляторы нужно запитывать от мощных последовательных стабилизаторов, а цапы от шунтовых.

Уже закончив статью, я все таки ввел в схему ФНЧ третьего порядка. Катушка фильтра имеет сопротивление по постоянному току около 1 ома и мотается пучком из трех проводов 30-х годов, один их которых немец, другой голландец и третий американец. Такой ФНЧ придает звуку особую чистоту и закругленность, а звучание приблизилось к полностью трансформаторному варианту.





Цифровое питание



Силовые трансформаторы намотаны с громадным запасом по мощности, их два, один на цифровую часть, второй на аналоговую. В других моделях ЦАП –ов я применяю до 5-ти силовых трансформаторов, здесь оказалось вполне достаточно двух. На силовые трансформаторы надеты экраны из пермаллоя толщиной 0,35 мм.

Как оказалось, микросхемы PCM58 Burr-Brown очень требовательны к внешней обвязке. Так шунтирующие конденсаторы на ножках 1, 3, 4 должны быть электролитическими, плохое качество конденсаторов может привести к повышенному шуму, я применил исключительные по звуку Black Gate (BG) серии РК.

В плюсовом питании микросхемы установлен параллельный стабилизатор напряжения на самом музыкальном германиевом транзисторе 60-х годов П605 со стабилитроном КС447. В минусовом проводе питания такой же параллельный стабилизатор напряжения на П605 + стабилитрон КС212 в металле.

Для сглаживания пульсаций стоят электролиты Black Gate (BG) серии ФК. От интегральных стабилизаторов напряжения «TL» пришлось отказаться, т.к. они склонны к самовозбуждению.

Аналоговая часть



Так как ЦАП на микросхеме PCM58 Burr-Brown высокого уровня, аналоговая часть была проработана особо тщательно.

Выходное напряжение ЦАП -а 3,5 Вэфф при уровне 0дб, лампа нагружена на винтажный понижающий трансформатор с к/тр 3 к 1. Трансформаторное железо стандарта EI84, тридцатых годов взято из выходных трансформаторов Siemens, Telefunken.

Когда это железо закончится, выходные трансформаторы будут мотаться на японском материале ультра хай би, том самом, который применяет фирма Audio Note для своих моточных изделий высшего класса.

В этой модели ЦАП -а я использую только винтажные лампы в баллонах GLOBE конца 20-х начала 30-х годов.

Лампы фирм RCA и Cunningham демонстрируют более сочный и чистый верх, Philco играют с некой вуалью, но очень красивой. Ламп у меня осталось не так много и при заказе ЦАП -а их придется покупать на аукционе, на вкус заказчика.

Прямонакальный триод смягчает острые углы в звучании и дает ту пластичность, которой не хватает транзистору.



Аналоговое питание

В анодном питании установлен винтажный кенотрон с двумя анодами 80 General Electric в фигурной колбе. Далее бумаго-масляный конденсатор, П образный фильтр на дросселе Telefunken и дорогие конденсаторы Black Gate 150 мкФ 350 В серии VK, как вариант могут быть установлены WKZ.

Для надежности напряжение питания накала лампы 71A снижено до 4,8 В. В накале лампы 71а установлены стабилизаторы напряжения на мощных винтажных кремниевых транзисторах.

Мосты собраны на диодах Telefunken, конденсаторы в фильтре и после стабилизатора Cornell Dubilier. Эти конденсаторы хорошо передают энергетику басовых звуков, и их нежелательно менять даже на дорогие серии Black Gate.

В катодах ламп 71а стоят электролиты Black Gate серии F номиналом 680 мкФ 65 В, но могут быть установлены и 100 вольтовые FK.

Смещение ламп - автомат.

Почти все резисторы Allen Bradley, как наиболее музыкальные. В цепях питания платы ЦАП стоят немецкие константановые резисторы времен третьего рейха. Они необходимы для балансировки звука, к тому же эти резисторы легко выдерживают 4 ватта рассеиваемой мощности.

орпус и внешние подключения



ЦАП снабжается черной лаковой панелью с позолоченным шильдиком, накладки на задней панели также позолочены. Корпус выполнен из металла толщиной 1.5 мм и покрыт черной матовой эмалью.

На задней стенке располагаются гнездо питания, надежный японский тумблер, два S/Pdif входа (позолоченные или медные RCA гнезда SMS). Входы переключаются миниатюрным тумблером через СВЧ реле в герметичном корпусе с позолоченными гибкими выводами, припаянными непосредственно к гнездам RCA.



Изображение


Изображение

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Изображение

Изображение


Изображение

Изображение
 

Old Messages

Administrator
Ну да, у меня принципиально такой же. Но только на полевиках, без стабилизации питания и без конденсаторов в сигнале (только в питании), УПТ.
Прошу прощения за оффтопик в теме.
)))) вот вот предлагаю почитать первоисточник и отзывы именно на кт908
это совсем другое дело! совместить бы ДАК 4 с ушником и с компом
 

Old Messages

Administrator
)))) вот вот предлагаю почитать первоисточник и отзывы именно на кт908
это совсем другое дело! совместить бы ДАК 4 с ушником и с компом
Совмещайте что угодно, кто мешает?
;)

Первоисточник я видел, когда свою схему рисовал с неё. Отзывы незнакомых людей на их конструкции меня мало интересуют, впрочем и через свой "ушник" я музыку не слушаю, просто для работы нужен бывает.
 

Old Messages

Administrator
Совмещайте что угодно, кто мешает?
;)

Первоисточник я видел, когда свою схему рисовал с неё. Отзывы незнакомых людей на их конструкции меня мало интересуют, впрочем и через свой "ушник" я музыку не слушаю, просто для работы нужен бывает.
не надо совмещать ... только хуже будет. ДАК 4.0 законченное устройство. а все эти гибриды "от лукавого"!

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 

Old Messages

Administrator
не надо совмещать ... только хуже будет. ДАК 4.0 законченное устройство. а все эти гибриды "от лукавого"!

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Да ладно! от лукавого... ящики плодить, какая проблема у дака умощнить выход или еще один каскад поставить? для ушей? с отдельным кенотроном и трансформатором? и убрать лишний корпус, а на вход USB/SPdif от Аббаса же, еще минус один ящик, ну и компьютер с внешним БП линейным еще два, вот чтобы наушники послушать или пять ящиков или один, я бы один выбрал и купил бы как готовое устройство, а пять отдельных...

и еще такая штука, как один сетевой кабель или четыре, и их подбор и фазировка, ну и минус межблочные провода...
ИМХО разумнее это намного по моему, я б такую штуку с удовольствием поимел.

У музикал фиделити в 2017 году 2 подобных устройства появилось, они в большом бизнесе и чуют
потребность на рынке, устройства "все в одном", только колонки или уши подключай. И цена у них 5-6 тыс долларов за аппарат
 

Old Messages

Administrator
Да ладно! от лукавого... ящики плодить, какая проблема у дака умощнить выход или еще один каскад поставить? для ушей? с отдельным кенотроном и трансформатором? и убрать лишний корпус, а на вход USB/SPdif от Аббаса же, еще минус один ящик, ну и компьютер с внешним БП линейным еще два, вот чтобы наушники послушать или пять ящиков или один, я бы один выбрал и купил бы как готовое устройство, а пять отдельных...

и еще такая штука, как один сетевой кабель или четыре, и их подбор и фазировка, ну и минус межблочные провода...
ИМХО разумнее это намного по моему, я б такую штуку с удовольствием поимел.

У музикал фиделити в 2017 году 2 подобных устройства появилось, они в большом бизнесе и чуют
потребность на рынке, устройства "все в одном", только колонки или уши подключай. И цена у них 5-6 тыс долларов за аппарат

Ты в живую видел ящик дак 4.0?
Я да! Я ему еле место нашел. Если это все влепить в одну коробку, получиться телевизор электрон.
С точки зрения коммутации, проще, но в остальном это нафиг не надо. Изображение если что на заднем плане комп 15'

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 

Old Messages

Administrator
Ты в живую видел ящик дак 4.0?
Я да! Я ему еле место нашел. Если это все влепить в одну коробку, получиться телевизор электрон.
С точки зрения коммутации, проще, но в остальном это нафиг не надо. Изображение если что на заднем плане комп 15'

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!

я подкидываю идею Аббасу про аппарат у которого может быть хороший спрос
один бы такой, и посмотреть на заявки потом, может закажу у Аббаса разные части и сложу
потом самостоятельно в один корпус.

Сейчас ящики ... много ящиков это уже не тренд, тренд все в одном. не следить за трендами
это не быть в струе бизнеса. Граммофоны это хорошо, но это ноу бизнес.
Вот Аббаса еще поделает года три 20 разных аппаратов и пийдет к единственной линейке от и до
от младшей к старшей, чем меньше аппаратов тем лучше.

Я не вижу особой проблемы сделать все в одном, желание должно быть
ты бы не хотел себе один аппарат все в одном вместо 4-х ?, Лично я бы хотел.
Думаю скоро это будет основной тренд... так же как мода на ноутбуки, планшеты и смартфоны
стационарный комп - это уже не перспективно
 

Old Messages

Administrator
я подкидываю идею Аббасу про аппарат у которого может быть хороший спрос
один бы такой, и посмотреть на заявки потом, может закажу у Аббаса разные части и сложу
потом самостоятельно в один корпус.

Сейчас ящики ... много ящиков это уже не тренд, тренд все в одном. не следить за трендами
это не быть в струе бизнеса. Граммофоны это хорошо, но это ноу бизнес.
Вот Аббаса еще поделает года три 20 разных аппаратов и пийдет к единственной линейке от и до
от младшей к старшей, чем меньше аппаратов тем лучше.

Я не вижу особой проблемы сделать все в одном, желание должно быть
ты бы не хотел себе один аппарат все в одном вместо 4-х ?, Лично я бы хотел.
Думаю скоро это будет основной тренд... так же как мода на ноутбуки, планшеты и смартфоны
стационарный комп - это уже не перспективно

Согласен про все в одном, только зачастую такие изделия, у которых есть звук, большие по обьемам, а все эти полумеры на плисках и микрухах звучат соответствующе - безжизненно!
И да, я хотел бы дак и отл усь от Аббаса в одном корпусе, но с выносным БП. Я подумываю над этим. Просто надо понять какую микруху оптимально для комбайна.

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 

Old Messages

Administrator
Согласен про все в одном, только зачастую такие изделия, у которых есть звук, большие по обьемам, а все эти полумеры на плисках и микрухах звучат соответствующе - безжизненно!
И да, я хотел бы дак и отл усь от Аббаса в одном корпусе, но с выносным БП. Я подумываю над этим. Просто надо понять какую микруху оптимально для комбайна.

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!

а с выносным бп зачем? тда1541, тда1540 или рсм58, рсм63 оно все примерно в одном уровне
 

Old Messages

Administrator
а с выносным бп зачем? тда1541, тда1540 или рсм58, рсм63 оно все примерно в одном уровне
Надо сразу портативный, чтобы в карман можно было класть. И чтобы обязательно 4.0 и со всеми плюшками. И не дороже обычного.

Нет, сказки бывают только в сказках, а для таких желающих есть китайские плееры с панельками под разные ОУ, чтобы эту энергию в мирное русло направить.
 

Old Messages

Administrator
Надо сразу портативный, чтобы в карман можно было класть. И чтобы обязательно 4.0 и со всеми плюшками. И не дороже обычного.

Нет, сказки бывают только в сказках, а для таких желающих есть китайские плееры с панельками под разные ОУ, чтобы эту энергию в мирное русло направить.

Chute не согласен с Вами, первый этап - это стационарное устройство, второй этап - это карманное устройство
и это реально в том числе и на рсм58 т.к. он не так уж много и потребляет, если с экранами смартфонов сравнивать.

Вот стационарное устройство от Музикал Фиделити, я лично его не куплю, а аналог от Аббаса с удовольствием, на цену посмотрите...

http://aovox.com/product/394
 

Old Messages

Administrator
Chute не согласен с Вами, первый этап - это стационарное устройство, второй этап - это карманное устройство
и это реально в том числе и на рсм58 т.к. он не так уж много и потребляет, если с экранами смартфонов сравнивать.

Вот стационарное устройство от Музикал Фиделити, я лично его не куплю, а аналог от Аббаса с удовольствием, на цену посмотрите...

http://aovox.com/product/394

aovox
Это попытка уговорить производителя автомобилей выпустить ролики. Ну лето же, это удобно, погода хорошая. Но только ролики обязательно должны быть с подогревом попы, кондиционером, и чтобы при катании не дуло.
Если вы готовы заплатить за партию таких роликов по цене автомобиля, то Аббас (а может даже любой из нас) сложит всё нужное в один кубик, и даже поставит его на ролики, чтобы вам удобнее было
:mrgreen:
 

Old Messages

Administrator
aovox
Это попытка уговорить производителя автомобилей выпустить ролики. Ну лето же, это удобно, погода хорошая. Но только ролики обязательно должны быть с подогревом попы, кондиционером, и чтобы при катании не дуло.
Если вы готовы заплатить за партию таких роликов по цене автомобиля, то Аббас (а может даже любой из нас) сложит всё нужное в один кубик, и даже поставит его на ролики, чтобы вам удобнее было
:mrgreen:
да как то переставить все в один кубик можно и без любого из нас...
тем более без оплаты партии... есть такое понятие "ограниченное мышление"
и второе "зашоренность и привычная мозоль". а на перспективу подумать ?
не надо ???? будем делать патефоны серийно... )
 

Old Messages

Administrator
да как то переставить все в один кубик можно и без любого из нас...
тем более без оплаты партии... есть такое понятие "ограниченное мышление"
и второе "зашоренность и привычная мозоль". а на перспективу подумать ?
не надо ???? будем делать патефоны серийно... )
Так вы и просите Аббаса сделать патефон. Если есть твёрдая уверенность у спросе - так в чём же дело, оплачиваете партию и выкупаете, дальше быстренько всем продаёте с хорошей нагрузкой и заказываете ещё одну. Под такое прибыльное дело любой банк даст кредит, не откажет.
 

Old Messages

Administrator
Так вы и просите Аббаса сделать патефон. Если есть твёрдая уверенность у спросе - так в чём же дело, оплачиваете партию и выкупаете, дальше быстренько всем продаёте с хорошей нагрузкой и заказываете ещё одну. Под такое прибыльное дело любой банк даст кредит, не откажет.
Ну у китайцев не "ограниченное мышление", сразу выпустят все что пользуется спросом - но вы же ихнее не хотите. У Аббаса другой профиль.

_________________
"Видеть несправедливость и молчать - значит самому участвовать в ней" - Жан-Жак Руссо
 

Old Messages

Administrator
Цитата:
я подкидываю идею Аббасу про аппарат у которого может быть хороший спрос
один бы такой, и посмотреть на заявки потом, может закажу у Аббаса разные части и сложу
потом самостоятельно в один корпус.
Я уже сделал макетные платы трех дешевых устройств:
ДАК 0.0 на АД1866, без ЦФ
ЮЭСБИ с ламповым клоком на 6н16Б и выходом на полевике
Усилитель для наушников на 6Н6П+П608+ГТ806

Когда все это заиграет,я выпущу отдельные платы для продажи в виде кита, когда наберутся отзывы, я совмещу три платы в одну, получится ДАК без ЦФ фильтра с юэсби и спдиф входом с усилителем на борту. Это максимум что я могу совместить под одной крышей.
 

Old Messages

Administrator
Я уже сделал макетные платы трех дешевых устройств:
ДАК 0.0 на АД1866, без ЦФ
ЮЭСБИ с ламповым клоком на 6н16Б и выходом на полевике
Усилитель для наушников на 6Н6П+П608+ГТ806

Когда все это заиграет,я выпущу отдельные платы для продажи в виде кита, когда наберутся отзывы, я совмещу три платы в одну, получится ДАК без ЦФ фильтра с юэсби и спдиф входом с усилителем на борту. Это максимум что я могу совместить под одной крышей.
О привет Аббас! вот это другое дело..
я прогнозирую высокий спрос на совмещенное устройство
начальный уровень это самое то)))
только люди к тебе потом по второму разу придут
за следующим уровнем
 

Old Messages

Administrator
О привет Аббас! вот это другое дело..
я прогнозирую высокий спрос на совмещенное устройство
начальный уровень это самое то)))
только люди к тебе потом по второму разу придут
за следующим уровнем
устройства устройствами ... а у меня почему то играют файлы 24\96 ... на приемнике Ямаха

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 

Old Messages

Administrator
устройства устройствами ... а у меня почему то играют файлы 24\96 ... на приемнике Ямаха

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!

cOsmOs так может там совсем не 24/96! а 16/48
 

Old Messages

Administrator
cOsmOs так может там совсем не 24/96! а 16/48

у меня плеер определяет 24\96

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 

Old Messages

Administrator
у меня плеер определяет 24\96

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
ну не знаю... ну и фиг с ним, работает и работает. кстати как играет?
 
Top