What's new
XenForo

Hi! Welcome to Abbasaudio Forum! Register an account today to become a member! Once signed in, you'll be able to add your own posts, as well as connect with other members through your own private inbox! While you are unregistered, you still have possibility to read all the messages from Free Forum Section!

DAC 4.0 71a output stage

Целиком статья здесь:
http://www.abbasaudio.com/article_info. ... burr-brown
ЦАП на микросхемах PCM58



Прошло несколько лет, прежде чем давно обещанный проект сложного и претенциозного ЦАП –а на микросхемах PCM58 Burr-Brown появился на свет. Уже после появления «финального варианта» печатных плат, не поверите - год уточнял нюансы схемы, подбирал лучшие по звучанию компоненты и их комбинации. И в результате получившийся ЦАП имеет совсем мало общего с тем, что было анонсировано в 2012 году.

Проблема в том, что РСМ58 это "мониторный" чип, который не прощает ошибок. Он обладает исключительной прозрачностью и разборчивостью звука, после подстройки 4-х старших разрядов чип вытаскивает из записи все огрехи и артефакты, которые не всегда хочется слышать.

Сравнивая РСМ58 и ТДА1541 (1540), невольно ловишь себя на мысли, что внутри ТДА1541 и будто спрятан однотактный усилитель, а внутри РСМ58 - двухтактный! Это конечно грубые параллели, но они дают представление о том, чем отличаются перечисленные чипы.

Повозившись с РСМ58 у меня сложилось определенное представление, какой выходной каскад подчеркнет ее достоинства, а какой будет противопоказан. Микросхеме был прописан однотактный ламповый буфер с трансформаторным выходом, он уравновешивает индивидуальные особенности чипа, а вот кремниевый преобразователь ток-напряжение оказался ни к месту. Здесь лучше всего подойдет или послецаповый трансформатор, или преобразователь на германиевых транзисторах.

Буферный каскад на прямонакальном триоде обладает более открытым и ясным звуком, чем каскад на ЕЛ84, усложняя, однако процесс гармонизации изделия, так как все огрехи подбора компонентов видны, как на ладони.

Преобразователь ток/напряжение

Прежде всего я отказался от «послецаповых» трансформаторов, которые много лет считал лучшим решением для преобразования выходного тока микросхемы в напряжение. Это решение впервые предложил Квортруп, и оно остается одним из самых эффективных способов вдохнуть жизнь в цифровую музыку. Но только при одном условии -материалы для изготовления трансформаторов должны быть исключительного качества. И физического, и "эзотерического" качества, того самого, что не измеряется, а определяется только на слух.

Т



Подбор транзистора для преобразователя



Перебирая различные транзисторы, я вернулся к германию, как к более музыкальному материалу в мире полупроводников, и установил в ЦАП советские транзисторы МП11 военной приемки 1967-69 года выпуска. Эти транзисторы по ряду особенностей звучания оказались в данной схеме оптимальными, обыграв древние дженерал электрик, телефункен и сименс.

Режим МП11 был выбран на слух, проблем со стабильностью нет. За чемпионскими показателями входного сопротивления я не гнался, так как все попытки снизить его приводили к появлению агрессивных ноток в звуке.

Схема преобразователя ток/напряжение - простейшая: ОБ с «подливом» тока из источника отрицательного смещения.



Звучание германиевого преобразователя



Применение германия в этом узле ЦАП –а дает высочайшую разборчивость и нюансированность звучания в соединении с взрывной динамикой. Избыточная динамика, впрочем, несколько тормозится выходным каскадом ЦАП –а на винтажном прямонакальном триоде 71а и трансформаторным выходом.

Я был приятно удивлен тем обстоятельством, что винтажный германий обогащает музыку нюансами и нотками, которых нет в чисто ламповых схемах. Правильнее будет сказать - германий «вытаскивает» из музыки новые нюансы и мне это нравится, хотя я был долгие годы приверженцем исключительно ламповых схем. Синтез технологий 30-х и 60-х дает интересные результаты.

Предвидя возражения сторонников "чистых" трансформаторно-ламповых схем, скажу: один единственный винтажный германиевый транзистор, добавленный к целой армии кремниевых транзисторов внутри микросхемы ЦАП, не вносит ничего такого, что было бы неприемлемо для слуха. Теперь, по итогам экспериментов с PCM58 Burr-Brown, подавляющее большинство ЦАП -ов на других микросхемах будет строиться по схожей схеме. Трансформаторная модель останется в одном единственном варианте, с микросхемой TDA1541 в виде DAC 3.1.1.





Цифровая часть



Четыре старших разряда микросхемы PCM58 Burr-Brown подстраиваются, и я делаю это на слух. В отношении необходимости настройки, она действительно необходима и дает существенный прирост в качестве звука. В цепях подстройки линейности микросхем установлены резисторы Draloric и Vishay.

В ЦАП -е применены микросхемы PCM58 Burr-Brown с повышенной линейностью «с грейдом К».

ЦАП снабжается S/Pdif приемником Yamaha и переходником на 24 бит 96 кгц чип CS-8414 (с последним звучание менее плотное, но более воздушное).

Переходники на микросхемы PCM1704 Burr-Brown выполняются по желанию заказчика, но я в них особого смысла не вижу.

И еще из особенностей дака- спдиф приемник питается от последовательного стабилизатора на мощном транзисторе КТ908. Это дает устройству скорость и динамику. На сегодня я считаю, что оптимальным является разумное сочетание шунтовых и последовательных стабилизаторов в рамках одного устройства, причем спдиф приемники и декодеры-демодуляторы нужно запитывать от мощных последовательных стабилизаторов, а цапы от шунтовых.

Уже закончив статью, я все таки ввел в схему ФНЧ третьего порядка. Катушка фильтра имеет сопротивление по постоянному току около 1 ома и мотается пучком из трех проводов 30-х годов, один их которых немец, другой голландец и третий американец. Такой ФНЧ придает звуку особую чистоту и закругленность, а звучание приблизилось к полностью трансформаторному варианту.





Цифровое питание



Силовые трансформаторы намотаны с громадным запасом по мощности, их два, один на цифровую часть, второй на аналоговую. В других моделях ЦАП –ов я применяю до 5-ти силовых трансформаторов, здесь оказалось вполне достаточно двух. На силовые трансформаторы надеты экраны из пермаллоя толщиной 0,35 мм.

Как оказалось, микросхемы PCM58 Burr-Brown очень требовательны к внешней обвязке. Так шунтирующие конденсаторы на ножках 1, 3, 4 должны быть электролитическими, плохое качество конденсаторов может привести к повышенному шуму, я применил исключительные по звуку Black Gate (BG) серии РК.

В плюсовом питании микросхемы установлен параллельный стабилизатор напряжения на самом музыкальном германиевом транзисторе 60-х годов П605 со стабилитроном КС447. В минусовом проводе питания такой же параллельный стабилизатор напряжения на П605 + стабилитрон КС212 в металле.

Для сглаживания пульсаций стоят электролиты Black Gate (BG) серии ФК. От интегральных стабилизаторов напряжения «TL» пришлось отказаться, т.к. они склонны к самовозбуждению.

Аналоговая часть



Так как ЦАП на микросхеме PCM58 Burr-Brown высокого уровня, аналоговая часть была проработана особо тщательно.

Выходное напряжение ЦАП -а 3,5 Вэфф при уровне 0дб, лампа нагружена на винтажный понижающий трансформатор с к/тр 3 к 1. Трансформаторное железо стандарта EI84, тридцатых годов взято из выходных трансформаторов Siemens, Telefunken.

Когда это железо закончится, выходные трансформаторы будут мотаться на японском материале ультра хай би, том самом, который применяет фирма Audio Note для своих моточных изделий высшего класса.

В этой модели ЦАП -а я использую только винтажные лампы в баллонах GLOBE конца 20-х начала 30-х годов.

Лампы фирм RCA и Cunningham демонстрируют более сочный и чистый верх, Philco играют с некой вуалью, но очень красивой. Ламп у меня осталось не так много и при заказе ЦАП -а их придется покупать на аукционе, на вкус заказчика.

Прямонакальный триод смягчает острые углы в звучании и дает ту пластичность, которой не хватает транзистору.



Аналоговое питание

В анодном питании установлен винтажный кенотрон с двумя анодами 80 General Electric в фигурной колбе. Далее бумаго-масляный конденсатор, П образный фильтр на дросселе Telefunken и дорогие конденсаторы Black Gate 150 мкФ 350 В серии VK, как вариант могут быть установлены WKZ.

Для надежности напряжение питания накала лампы 71A снижено до 4,8 В. В накале лампы 71а установлены стабилизаторы напряжения на мощных винтажных кремниевых транзисторах.

Мосты собраны на диодах Telefunken, конденсаторы в фильтре и после стабилизатора Cornell Dubilier. Эти конденсаторы хорошо передают энергетику басовых звуков, и их нежелательно менять даже на дорогие серии Black Gate.

В катодах ламп 71а стоят электролиты Black Gate серии F номиналом 680 мкФ 65 В, но могут быть установлены и 100 вольтовые FK.

Смещение ламп - автомат.

Почти все резисторы Allen Bradley, как наиболее музыкальные. В цепях питания платы ЦАП стоят немецкие константановые резисторы времен третьего рейха. Они необходимы для балансировки звука, к тому же эти резисторы легко выдерживают 4 ватта рассеиваемой мощности.

орпус и внешние подключения



ЦАП снабжается черной лаковой панелью с позолоченным шильдиком, накладки на задней панели также позолочены. Корпус выполнен из металла толщиной 1.5 мм и покрыт черной матовой эмалью.

На задней стенке располагаются гнездо питания, надежный японский тумблер, два S/Pdif входа (позолоченные или медные RCA гнезда SMS). Входы переключаются миниатюрным тумблером через СВЧ реле в герметичном корпусе с позолоченными гибкими выводами, припаянными непосредственно к гнездам RCA.



Изображение


Изображение

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Изображение

Изображение


Изображение

Изображение
 

Old Messages

Administrator
Да,у меня есть серия Спаньи играет клавирные концерты К.Ф.Э. Баха, они все записаны с предыскажениями, при воспроизведении на даках без ЦФ ВЧ немного задраны.
Тут ничего сделать нельзя,без цф они будут воспроизводиться некорректно!

У меня 60 дисков этой серии,как есть, так и слушаю.
На американском даке РСМ63 тональный баланс ровнее,загорается лампочка соответствующая,но в целом слушать намного скучнее, поэтому я не думаю что это сильно принципиально, привыкнуть можно.
Сильно хуже ... увы. я недавно Пинк Флойд 35DP слушал ... Просто жесть ... Ну да ладно! Тогда надо будет для таких Дисков оставлять в Марантце 95\99 свой дак на 1541 и такие диски слушать на нем. а на Даке обычные.
Аббас, а планируешь новые даки?

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Сильно хуже ... увы. я недавно Пинк Флойд 35DP слушал ... Просто жесть ... Ну да ладно! Тогда надо будет для таких Дисков оставлять в Марантце 95\99 свой дак на 1541 и такие диски слушать на нем. а на Даке обычные.
Аббас, а планируешь новые даки?

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Новые даки не планирую, этих пока достаточно. Их плат образуется столько моделей, что мне на ближайшие пять лет хватит исследовать все варианты соединения кубиков.

С 95-ым закрыл тему,купил себе ранний 94-ый шампань, где на задке еще написано disigned in USA,достаточно.
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Новые даки не планирую, этих пока достаточно. Их плат образуется столько моделей, что мне на ближайшие пять лет хватит исследовать все варианты соединения кубиков.

С 95-ым закрыл тему,купил себе ранний 94-ый шампань, где на задке еще написано disigned in USA,достаточно.
Аббас, почему закрыл тему с 95-ым? Или ты имеешь ввиду, что купив его можно тему закрыть? Может и мне имеет смысл 94 искать, они дешевле и проще найти ...

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Аббас, почему закрыл тему с 95-ым? Или ты имеешь ввиду, что купив его можно тему закрыть? Может и мне имеет смысл 94 искать, они дешевле и проще найти ...

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Да надоело мне искать, тем более на уровне схемотехники они практически одинаковые.
Я параллельно с последними апгрейдами доведу свой 94-ый и забуду про все эти плееры. Запасной 94-ый на запчасти есть, и хватит.
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Да надоело мне искать, тем более на уровне схемотехники они практически одинаковые.
Я параллельно с последними апгрейдами доведу свой 94-ый и забуду про все эти плееры. Запасной 94-ый на запчасти есть, и хватит.
Аббас, пока ты еще на форуме, у тебя было заявлено что ты делаешь кому то паралельно дак 4.0 и плеер марантц. Покажешь народу чего сделал..? И не мог бы ты тему, по свободе времени, создать либо в апгрейдах написать по мараницам и рекомендуемые части для апгиейда, да и что сделано для себя. Что бы народ по кускам не искал по форумам

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Аббас, пока ты еще на форуме, у тебя было заявлено что ты делаешь кому то паралельно дак 4.0 и плеер марантц. Покажешь народу чего сделал..? И не мог бы ты тему, по свободе времени, создать либо в апгрейдах написать по мараницам и рекомендуемые части для апгиейда, да и что сделано для себя. Что бы народ по кускам не искал по форумам

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Коррекцию демпфазиса же вроде можно сделать просто в аналоге, как в первых моделях сидюков было. Например релюхой подключать доп конденсаторы или что-то подобное, это же по моему просто подъём 6 дБ/окт с какой-то частоты.
Или лучше не усложнять?
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Коррекцию демпфазиса же вроде можно сделать просто в аналоге, как в первых моделях сидюков было. Например релюхой подключать доп конденсаторы или что-то подобное, это же по моему просто подъём 6 дБ/окт с какой-то частоты.
Или лучше не усложнять?
Полная подборка материалов по ДАК 4.0, ДАК 3.0 и ДАК 1.0 со страницей товара ДАК 4.0
и всей историей с момента возникновения идеи по РСМ58 и до серии в 13-ти статьях
очищенных от всякой лабуды

http://aovox.com/product/435

Смотрите ссылки внизу статьи и клацайте по ним, чтобы перейти на следующие
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Полная подборка материалов по ДАК 4.0, ДАК 3.0 и ДАК 1.0 со страницей товара ДАК 4.0
и всей историей с момента возникновения идеи по РСМ58 и до серии в 13-ти статьях
очищенных от всякой лабуды

http://aovox.com/product/435

Смотрите ссылки внизу статьи и клацайте по ним, чтобы перейти на следующие
кто может сказать, гоню по спдиф с цифрового транспорта Soundaware D200 на DAC 4.0 Yello-Toy [24 bit FLAC] / 48KHz и дак читает и воспроизводит, хотя стоит приемник Yamaha ... вроде же не должно ... или я не правильно понимаю?
Причем до этого слушал другую команду WITCHWOOD Разрядность: 24/44,1
Формат: WAV

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Цитата:
Коррекцию демпфазиса же вроде можно сделать просто в аналоге, как в первых моделях сидюков было. Например релюхой подключать доп конденсаторы или что-то подобное, это же по моему просто подъём 6 дБ/окт с какой-то частоты.
Или лучше не усложнять?
Если честно даже не думал об этом, на плате можно было прдусмотреть,но уже поздно. В следующий раз.
Цитата:
Аббас, пока ты еще на форуме, у тебя было заявлено что ты делаешь кому то паралельно дак 4.0 и плеер марантц. Покажешь народу чего сделал..? И не мог бы ты тему, по свободе времени, создать либо в апгрейдах написать по мараницам и рекомендуемые части для апгиейда, да и что сделано для себя. Что бы народ по кускам не искал по форумам

Могу,попозже

Цитата:
кто может сказать, гоню по спдиф с цифрового транспорта Soundaware D200 на DAC 4.0 Yello-Toy [24 bit FLAC] / 48KHz и дак читает и воспроизводит, хотя стоит приемник Yamaha ... вроде же не должно ... или я не правильно понимаю?
Причем до этого слушал другую команду WITCHWOOD Разрядность: 24/44,1
Формат: WAV

Читал я про такое чудо на вегалабе,сам не проверял.
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Если честно даже не думал об этом, на плате можно было прдусмотреть,но уже поздно. В следующий раз.


Могу,попозже



Читал я про такое чудо на вегалабе,сам не проверял.
Может приемник фейк? Как считаешь? Или все же режет биты?

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Может приемник фейк? Как считаешь? Или все же режет биты?

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Ямаха фейк?
:)

Ямаху никто никогда не подделывал,так как в те времена самодельщики еще не строили даки,а позже появился более удобный кристалл 8412, с более широкими возможностями, во вторых по корпусу видно, по пинам,по их покрытию, что это добротное японское производство, в третьих там звук типично японский 80-х годов, звук подделать невозможно. Ее втыкаешь и сразу слышишь плотное,насыщенное, более слитное звучание со специфической окраской ,похожей на окраску чипов сони-современные чипы так не играют.
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Ямаха фейк?
:)

Ямаху никто никогда не подделывал,так как в те времена самодельщики еще не строили даки,а позже появился более удобный кристалл 8412, с более широкими возможностями, во вторых по корпусу видно, по пинам,по их покрытию, что это добротное японское производство, в третьих там звук типично японский 80-х годов, звук подделать невозможно. Ее втыкаешь и сразу слышишь плотное,насыщенное, более слитное звучание со специфической окраской ,похожей на окраску чипов сони-современные чипы так не играют.
Значит режет биты как то. Это хорошо что фейк исключение. В общем по даку, пока в наушниках, которые я не узнаю ... Бас копает иной раз так глубоко, что я не понимаю откуда звуки. Но источник и наушники вносят окрас ... Пока понять на что способен дак невозможно. Скорость ураган.

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Значит режет биты как то. Это хорошо что фейк исключение. В общем по даку, пока в наушниках, которые я не узнаю ... Бас копает иной раз так глубоко, что я не понимаю откуда звуки. Но источник и наушники вносят окрас ... Пока понять на что способен дак невозможно. Скорость ураган.

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
Там реальная полоса выходного каскада( только лампа с трансформатором) примерно 9гц-45кгц по 0,7 при полном размахе выходного сигнала
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Там реальная полоса выходного каскада( только лампа с трансформатором) примерно 9гц-45кгц по 0,7 при полном размахе выходного сигнала
cOsmOs а поподробнее про усилитель и уши можно? или ссылку на статью где это написано
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
cOsmOs а поподробнее про усилитель и уши можно? или ссылку на статью где это написано
Про усилитель есть в ветке Аббаса про отл, у меня его усь для наушников. Наушники. Senheiser hd800

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Про усилитель есть в ветке Аббаса про отл, у меня его усь для наушников. Наушники. Senheiser hd800

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
а ссылку можете дать?
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Ночью, работаю сейчас

_________________
Плохой звук УБИВАЕТ хорошую Музыку!!!!!!
нашел дак на РСМ58 другого автора, тоже интересно, не так как у Аббаса
конечно, но...


Изображение Изображение
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
нашел дак на РСМ58 другого автора, тоже интересно, не так как у Аббаса
конечно, но...


Изображение Изображение
Судя по первой фотке - он сразу в интернету может подключаться и играть прямо оттуда.
Но вообще это тут лишнее - надо бы наверное почистить или переместить.
 
Last edited:

Old Messages

Administrator
Судя по первой фотке - он сразу в интернету может подключаться и играть прямо оттуда.
Но вообще это тут лишнее - надо бы наверное почистить или переместить.
куда его переместить? там текста нет совсем, две фотки и все.. пусть люди посмотрят,
как делают, это же не реклама какая-то, может Аббас пару слов скажет про это ошибки там и т.д.
на рсм58 вообще никто не делает, это редкость
 
Last edited:
Top