Old Messages
Administrator
Уважаемые аудиофилы и меломаны, звуколюбы и филофонисты, хайэндщики и винтажисты! Должен признать, что наступило тяжелое время, когда далеко не каждый может позволить себе потратиться на достойный звук. Ведь аудио техника с выдающимися музыкальными способностями не есть предмет первой необходимости, в отличии от музыки, которую слушали даже в блокадном Ленинграде. Однако, выход есть всегда, было бы желание. Генри Форд даже во времена великой депрессии умудрялся выпускать качественные автомобили по доступным ценам. Жизнь ставит новые задачи-делать недорогие вещи, сохраняя верность своим идеалам хорошего звука.
История этого дака незамысловата, и в чем то напоминает всем известную историю про некий однотактный усилитель с магическим названием.
Один мой знакомый, послушав монстра на ТДА1541 с АЛ4 на выходе, иронично заметил, что мол с такими лампами и трансформаторами любой цап заиграет, и нет особой доблести наворотить дорогущий девайс с 20-ю трубками и получить проникновенное, аналоговое пение.
«А в пределах стоимости ,ну скажем пары 2А3,можешь чего нибудь интересное изваять?»
«Могу»,ответил я,и уже давно сделал-ДАК на РСМ56,который на равных бодается с ТДА1541 и РСМ63.
«А сколько денег нужно потратить на выхлоп?»,резонно заметил мой товарищ.И тут я задумался,потому что дак на РСМ56 без послецаповых трансформатров и лампового выходного каскада это действительно полуфабрикат,требующий как минимум удвоения затрат,при этом стоимость его в корпусе уже такова,что бюджетным агрегат никак не назовешь. За эти деньги можно купить какую нибудь бестолковую фирменную побрякушку в блестящем оформлении,без ожидания заказа и последующего судорожного тыканья кастрюльным паяльником в нежные микросхемы. Люди не любят напрягаться.
Ладно, убедил. Будем делать «народный» ДАК. И людей порадуем, и денег заработаем.
В теории все отлично, но посчитать бы сперва себестоимость изделия, чтобы не прогореть. Какой чип использовать ? Он должен иметь два канала, желательно однополярное питание (что с моей точки зрения скорее минус чем плюс) и живой звук.
Кандидатов немного. Кроме ТДА1543, эксперименты с которой я проводил еще в глубоком младенчестве, в категории лоу кост как бы ничего и нет. Не зря производители любят эту мелкосхемку-дешево и сердито. Затрат на копейку, звука на рупь с мелочью.С ТДА1541 ей не тягаться, но этого никто и не требует, каждая вещь хороша на своем месте.
Все прекрасно, выбрали, но на 1543 даки выпускают с десяток уважаемых людей. У каждого из них свои "фишки", все устройства отличаются предельной простотой и краткостью, которая, как известно, сестра таланта. Хватит ли мне таланту быть кратким?
Что нового можно сказать на этом поле пионерского творчества? Экстремально короткий тракт не признаю, а миниатюры мне упорно не даются. Давеча просили изваять НОСИМОЕ устройство для прослушивания цифровых носителей-еле до почты довез, 24кг, коробка упаковочная метр на метр. Над размерами надо бы серьезно поработать.Оно то носимое, но вдвоем. Да и комнаты у нас чай не резиновые.
Хорошо, ужмем, сократим, спрессуем. Посмотрим на конкурентов. Поучимся.
Что там есть на рынке из интересных экземпляров с ТДА1543? Вижу несколько аккумуляторных моделей в интернете. Торгуют резво. Акумуляторы я проходил. Не мое. Даже статью написал на эту тему.
Короткий тракт ? Это хорошая замануха для начинающих, но опытные пользователи прекрасно знают, что более короткое соединение не всегда работает должным образом, а в цифре укорочение пути сигнала в угоду умозрительным теориям приводит зачастую к весьма убогому результату. Лучший пример усложнения, которое улучшает звук по всем признакам, это ламповый клок. А также ДЕМ клок. И тут хоть тельняшку порви на груди, а два дополнительных модуля (вот уж воистину дьявольское усложнение-удлинение, спаси-сохрани аудио-праведника с иконой короткого трахта! ) выводят ту самую «ясность», за которую так бьются адепты короткого конца, на совершенно неправдоподобный уровень.
Короткий путь учтем, но без фанатизма. Фанатиков и так предостаточно. Будем благоразумны.
Добро, начинаем рыть, копать, пробиваться к золотоносной жиле настоящего звука из ТДА1543.Хотя поначалу одолевали сомнения. Взойдеть солнышко али не взойдеть?
Возвращаюсь к детским опытам. МинимализЬм, будь он неладен. Впаиваю на выход самый лучший константановый резстор филипс 20-х годов. Слушаю.
Нет, ну ведь не зря я ласково называл этот чип «какашкой». Ставлю тестовый диск- и о ужас! Тон 1кгц -60дб слышу с трудом,ниже по уровню что то булькает, хрипит, свистит, пердит и кряхтит. Э, постой, брат, а как ты тихие звуки собираешься воспроизводить? Может экземпляр бракованный попался, ставлю чип другого года. То же самое. Однако сюрпрайз.....чешу репу, ползем дальше. Заводим музыку. Клавесин, Спаньи пыхтит-играет фа диез минорную сонату Филипа Эмануила.
Энергично, безумно грязно, живо, экспрессивно, нюансов и полутонов как бы нет в принципе, клавесин упрощенный, будто запись Ландовской воспроизведеная на советском патефоне с чугунной мембраной.
После ТДА1541 будто переходишь с хай фай системы на радиоточку 30-х типа морды гебельса. Напор есть, наглый и грубый такой, из славного прошлого. Кирзовые сапоги благоухают.
Чувствительные уши может и покоробить. В принципе, для лоу кост изделия достаточно приличненько, но как то совесть не позволяет выпускать такое под логотипом аббасаудио. Я привык к тонкому, ясному звучанию, без грязи и наждака. Да и есть уже аналоги, зачем плодить клоны.
Чего делать будем?Ясно одно, что резистор на выходе мой грубый, испорченный вкус абсолютно не удовлетворяет, как и в глубоком детстве. Говорят же, что люди не меняются!
Звучание напрочь лишено, как любил говорить АМЛ, "интеллигентности", и, наверное, это одна из причин, по которой Анатолий Маркович упорно браковал устройства на ТДА1543, собранные по этой популярной в народе схеме и преподносимые ему периодически оголтелыми последователями. Я как то тоже тяготею к более эдакому, что-ли "культурному" саунду. Залихватским, как гусарская атака звучанием, меня давно удивить нельзя. Мне в музыке нужна пластика, гибкость кошки, истаивающее пианиссимо, нежность интонаций, без которых звукоизвлечение на любом инструменте вообще теряет смысл.
Реветь на гитарах каждый хай-эндщик может и успешно это делает. А вот ты ласково на своей железяке сыграй, так чтобы душа свернулась и развернулась, чтобы самые потаенные струны были затронуты?
Наш век переполнен агрессией,шумом и ревом и все как то позабыли о том что музыка может и должна пробуждать и совершенно противоположные эмоции. Все радостно замечают упругий, бьющий в грудь бас, но никто не слышит что 90 процентов техники просто не умеет играть нежно. Не меняться же мне из за этого печального факта?
Ладно, лирика все это. Пробуем уменьшить резистор, поставить трансформатор. Ага, не работает, ссука!
Смотрим даташит - и не заработает. Засада! На выходе ТДА1543 должен быть потенциал примерно равный Vref,то есть около 2в и все тут. Выкручивайся! Конденсатор не вариант, нам его еще на выходе буфера ставить. А два конденсатора последовательно-перебор.
Или резистор, или полноценный преобразователь тока. Идти на поклон к транзисторам? А чего, уже ходил и с большим успехом.
ОУ отвергаю как класс. С германиевым преобразователем провозился в прошлом году, не довел до ума, хотя играло весьма недурно.Но нестабильность ,искажения и шумы оставляли желать лучшего.
И тут помог его величество случай. Обмен опытом, я вам скажу, великая вещь! Весьма плодотворное общение с Сергеем Рубцовым (НЭМ) побудило меня испробовать такую простую штуку, как каскад ОБ на кремнии, довольно интересном советском транзисторе, у которого кристалл расположен чуть ли не на цельно-золотой подложке. Уж не знаю почему, но он исключительно музыкален, зараза. Индивидуально так играет, совсем не похоже на другие транзисторы, даже на аналоги от сименс и телефункен. Чистота, прозрачность во всем диапазоне при некотором недостатке телесности,которую можно, однако, добавить другими средствами.
Протестировав каскад, я понял, что нашел именно то что требовалось.Без особых затрат дак заиграл!!!
Отступая от темы,заиграли и другие цапы (на РСМ56,РСМ58). И 1541 спелась с новым преобразователем, пускай не так аналогово как с трансформаторами, но по совокупности достоинств-паритет. Работать можно!
Краткость, простота,отсутствие ОС, отличная скорость, широкий диапазон, минимум деталей (прямая связь транзистор-лампа) , плюс немаловажный факт-транзистор несравнимо дешевле трансформатора и сопоставим по цене с хорошим резистором. Будет жить проект!
Тестовый экземпляр отправился на свалку, пришла пора заказывать чистовые платы-без маски, под моим волшебным лаком
, с золотым покрытием.
На первом фото то что осталось от прототипа, я уже снял с него все важные детальки, а на втором фото чистовой вариант в работе.
Продолжение завтра, чтобы читать было удобнее
История этого дака незамысловата, и в чем то напоминает всем известную историю про некий однотактный усилитель с магическим названием.
Один мой знакомый, послушав монстра на ТДА1541 с АЛ4 на выходе, иронично заметил, что мол с такими лампами и трансформаторами любой цап заиграет, и нет особой доблести наворотить дорогущий девайс с 20-ю трубками и получить проникновенное, аналоговое пение.
«А в пределах стоимости ,ну скажем пары 2А3,можешь чего нибудь интересное изваять?»
«Могу»,ответил я,и уже давно сделал-ДАК на РСМ56,который на равных бодается с ТДА1541 и РСМ63.
«А сколько денег нужно потратить на выхлоп?»,резонно заметил мой товарищ.И тут я задумался,потому что дак на РСМ56 без послецаповых трансформатров и лампового выходного каскада это действительно полуфабрикат,требующий как минимум удвоения затрат,при этом стоимость его в корпусе уже такова,что бюджетным агрегат никак не назовешь. За эти деньги можно купить какую нибудь бестолковую фирменную побрякушку в блестящем оформлении,без ожидания заказа и последующего судорожного тыканья кастрюльным паяльником в нежные микросхемы. Люди не любят напрягаться.
Ладно, убедил. Будем делать «народный» ДАК. И людей порадуем, и денег заработаем.
В теории все отлично, но посчитать бы сперва себестоимость изделия, чтобы не прогореть. Какой чип использовать ? Он должен иметь два канала, желательно однополярное питание (что с моей точки зрения скорее минус чем плюс) и живой звук.
Кандидатов немного. Кроме ТДА1543, эксперименты с которой я проводил еще в глубоком младенчестве, в категории лоу кост как бы ничего и нет. Не зря производители любят эту мелкосхемку-дешево и сердито. Затрат на копейку, звука на рупь с мелочью.С ТДА1541 ей не тягаться, но этого никто и не требует, каждая вещь хороша на своем месте.
Все прекрасно, выбрали, но на 1543 даки выпускают с десяток уважаемых людей. У каждого из них свои "фишки", все устройства отличаются предельной простотой и краткостью, которая, как известно, сестра таланта. Хватит ли мне таланту быть кратким?
Что нового можно сказать на этом поле пионерского творчества? Экстремально короткий тракт не признаю, а миниатюры мне упорно не даются. Давеча просили изваять НОСИМОЕ устройство для прослушивания цифровых носителей-еле до почты довез, 24кг, коробка упаковочная метр на метр. Над размерами надо бы серьезно поработать.Оно то носимое, но вдвоем. Да и комнаты у нас чай не резиновые.
Хорошо, ужмем, сократим, спрессуем. Посмотрим на конкурентов. Поучимся.
Что там есть на рынке из интересных экземпляров с ТДА1543? Вижу несколько аккумуляторных моделей в интернете. Торгуют резво. Акумуляторы я проходил. Не мое. Даже статью написал на эту тему.
Короткий тракт ? Это хорошая замануха для начинающих, но опытные пользователи прекрасно знают, что более короткое соединение не всегда работает должным образом, а в цифре укорочение пути сигнала в угоду умозрительным теориям приводит зачастую к весьма убогому результату. Лучший пример усложнения, которое улучшает звук по всем признакам, это ламповый клок. А также ДЕМ клок. И тут хоть тельняшку порви на груди, а два дополнительных модуля (вот уж воистину дьявольское усложнение-удлинение, спаси-сохрани аудио-праведника с иконой короткого трахта! ) выводят ту самую «ясность», за которую так бьются адепты короткого конца, на совершенно неправдоподобный уровень.
Короткий путь учтем, но без фанатизма. Фанатиков и так предостаточно. Будем благоразумны.
Добро, начинаем рыть, копать, пробиваться к золотоносной жиле настоящего звука из ТДА1543.Хотя поначалу одолевали сомнения. Взойдеть солнышко али не взойдеть?
Возвращаюсь к детским опытам. МинимализЬм, будь он неладен. Впаиваю на выход самый лучший константановый резстор филипс 20-х годов. Слушаю.
Нет, ну ведь не зря я ласково называл этот чип «какашкой». Ставлю тестовый диск- и о ужас! Тон 1кгц -60дб слышу с трудом,ниже по уровню что то булькает, хрипит, свистит, пердит и кряхтит. Э, постой, брат, а как ты тихие звуки собираешься воспроизводить? Может экземпляр бракованный попался, ставлю чип другого года. То же самое. Однако сюрпрайз.....чешу репу, ползем дальше. Заводим музыку. Клавесин, Спаньи пыхтит-играет фа диез минорную сонату Филипа Эмануила.
Энергично, безумно грязно, живо, экспрессивно, нюансов и полутонов как бы нет в принципе, клавесин упрощенный, будто запись Ландовской воспроизведеная на советском патефоне с чугунной мембраной.
После ТДА1541 будто переходишь с хай фай системы на радиоточку 30-х типа морды гебельса. Напор есть, наглый и грубый такой, из славного прошлого. Кирзовые сапоги благоухают.
Чувствительные уши может и покоробить. В принципе, для лоу кост изделия достаточно приличненько, но как то совесть не позволяет выпускать такое под логотипом аббасаудио. Я привык к тонкому, ясному звучанию, без грязи и наждака. Да и есть уже аналоги, зачем плодить клоны.
Чего делать будем?Ясно одно, что резистор на выходе мой грубый, испорченный вкус абсолютно не удовлетворяет, как и в глубоком детстве. Говорят же, что люди не меняются!
Звучание напрочь лишено, как любил говорить АМЛ, "интеллигентности", и, наверное, это одна из причин, по которой Анатолий Маркович упорно браковал устройства на ТДА1543, собранные по этой популярной в народе схеме и преподносимые ему периодически оголтелыми последователями. Я как то тоже тяготею к более эдакому, что-ли "культурному" саунду. Залихватским, как гусарская атака звучанием, меня давно удивить нельзя. Мне в музыке нужна пластика, гибкость кошки, истаивающее пианиссимо, нежность интонаций, без которых звукоизвлечение на любом инструменте вообще теряет смысл.
Реветь на гитарах каждый хай-эндщик может и успешно это делает. А вот ты ласково на своей железяке сыграй, так чтобы душа свернулась и развернулась, чтобы самые потаенные струны были затронуты?
Наш век переполнен агрессией,шумом и ревом и все как то позабыли о том что музыка может и должна пробуждать и совершенно противоположные эмоции. Все радостно замечают упругий, бьющий в грудь бас, но никто не слышит что 90 процентов техники просто не умеет играть нежно. Не меняться же мне из за этого печального факта?
Ладно, лирика все это. Пробуем уменьшить резистор, поставить трансформатор. Ага, не работает, ссука!
Смотрим даташит - и не заработает. Засада! На выходе ТДА1543 должен быть потенциал примерно равный Vref,то есть около 2в и все тут. Выкручивайся! Конденсатор не вариант, нам его еще на выходе буфера ставить. А два конденсатора последовательно-перебор.
Или резистор, или полноценный преобразователь тока. Идти на поклон к транзисторам? А чего, уже ходил и с большим успехом.
ОУ отвергаю как класс. С германиевым преобразователем провозился в прошлом году, не довел до ума, хотя играло весьма недурно.Но нестабильность ,искажения и шумы оставляли желать лучшего.
И тут помог его величество случай. Обмен опытом, я вам скажу, великая вещь! Весьма плодотворное общение с Сергеем Рубцовым (НЭМ) побудило меня испробовать такую простую штуку, как каскад ОБ на кремнии, довольно интересном советском транзисторе, у которого кристалл расположен чуть ли не на цельно-золотой подложке. Уж не знаю почему, но он исключительно музыкален, зараза. Индивидуально так играет, совсем не похоже на другие транзисторы, даже на аналоги от сименс и телефункен. Чистота, прозрачность во всем диапазоне при некотором недостатке телесности,которую можно, однако, добавить другими средствами.
Протестировав каскад, я понял, что нашел именно то что требовалось.Без особых затрат дак заиграл!!!
Отступая от темы,заиграли и другие цапы (на РСМ56,РСМ58). И 1541 спелась с новым преобразователем, пускай не так аналогово как с трансформаторами, но по совокупности достоинств-паритет. Работать можно!
Краткость, простота,отсутствие ОС, отличная скорость, широкий диапазон, минимум деталей (прямая связь транзистор-лампа) , плюс немаловажный факт-транзистор несравнимо дешевле трансформатора и сопоставим по цене с хорошим резистором. Будет жить проект!
Тестовый экземпляр отправился на свалку, пришла пора заказывать чистовые платы-без маски, под моим волшебным лаком
На первом фото то что осталось от прототипа, я уже снял с него все важные детальки, а на втором фото чистовой вариант в работе.
Продолжение завтра, чтобы читать было удобнее